Задержка психического развития
Задержка психического развития – промежуточное состояние психического недоразвития, находящееся между нормой и легкой степенью умственной отсталости. В отличие от олигофрении, задержка психического развития у детей при своевременной диагностике и правильном подходе к терапии полностью исчезает, а психическое состояние и интеллектуальные способности приходят в норму.
Возраст постановки диагноза «задержка психического развития» различен, но чаще всего родители приходят к специалистам по достижении ребенком 4-5 лет, а иногда после начала посещения школы. По статистике, ЗПР встречается только у 3% всех детей дошкольного возраста. Задержка психического развития у ребенка чаще выявляется уже во время учебы в школе, причем начиная с первого класса.
При этом мало кто из родителей обращается за помощью, считая, что низкая успеваемость в школе, плохая память, нарушения речи, проблемы с освоением чтения и письма со временем пройдут сами по себе.
Отмечается, что ЗПР чаще проявляется у детей, если их матери во время беременности испытывали определенные проблемы – токсикоз тяжелой степени выраженности, инфекционные болезни, интоксикации, травмировались. К факторам риска биологического характера следует отнести заболевания щитовидной железы у женщины, недоношенность, перинатальную энцефалопатию, резус-конфликт, асфиксию плода и кислородное голодание во время развития плода или в родах. К другим факторам из этой группы относятся алкоголизм, наркомания родителей, травмы, полученные ребенком в первые годы жизни, нейроинфекции, отягощенная наследственность, тяжелые болезни малыша в первые 3 года жизни.
До 70% всех случаев ЗПР случается именно из-за воздействия биологических факторов, среди которых алкоголизм и наркомания занимают первое, второе места. Отмечается, что чаще всего дети с такой задержкой в развитии рождаются в семьях, где один из родителей, а чаще всего оба, страдает алкогольной зависимостью.
Среди социальных факторов преобладают гиперопека или, наоборот, равнодушное отношение к малышу, неблагоприятные жилищно-бытовые условия, отсутствие полноценного питания, нахождение в детском доме или интернате, полученные психотравмы, утрата эмоциональной привязанности с родителями, отсутствие обеспечения его базовых потребностей.
ЗПР может быть вторичным. Так, например, симптомы этого состояния наблюдаются у детей, которые с рождения имеют слепоту, глухоту или немоту.
Нарушения интеллекта легкие, но затрагивающие многие интеллектуальные процессы. Отмечается, что такие дети лучше воспринимают информацию через зрительное восприятие, чем через слуховое, поэтому объяснение любого школьного или дошкольного материала нужно подкреплять наглядными примерами, карточками, картинками, схемами.
Внимание очень неустойчиво, ребенок часто отвлекается на любой посторонний стимул, а ситуации, когда необходимо сосредоточиться или сконцентрироваться, вызывают массу проблем. При переутомлении, нервном перенапряжении или истощении могут появляться признаки синдрома гиперактивности.
Страдает память – ребенок лучше запоминает то, что ему показывали наглядно, чем услышанное. Во время воспроизведения информации мыслительная активность небольшая, поэтому у ребенка часто возникают проблемы с заучиванием стихов, правил, алфавита, таблицы умножения.
Нередко признаками задержки психического развития становятся дефекты речи. Имеются ограниченный словарный запас, искаженное произношение многих звуков, молчаливость, сложности с распознаванием слов, постройкой, воспроизведением предложений, своих высказываний. Нередко задержка психического развития сопровождается нарушенной речью (ЗРР), дисграфией, дислексией, дислалией.
Особенностью задержки психического развития становятся сложности в эмоциональной сфере. Такие дети эмоционально лабильны, у них легко сменяется настроение, присутствует внушаемость, полностью отсутствует инициатива, они безвольны. Личность в целом незрелая. Нередко дети школьного возраста агрессивны, конфликтны, имеют повышенную тревожность.
Обычно такие дети сторонятся сверстников, играют в одиночестве, не присоединяются к играм в классе, школе, детском саду, во дворе. Из-за снижения моторики у них проявляются неловкость и дискоординированность, они не могут следовать правилам игры, из-за чего могут получать немало насмешек и обидных слов.
Задержка психического и физического развития проявляется замедлением физического роста, заметным отставанием от сверстников. По физическим параметрам такие дети находятся на нижней границе нормы, а иногда не достигают ее, выглядят намного младше своих сверстников, имеют хрупкое телосложение. Со временем данные показатели выравниваются.
Задержка умственного и психического развития – это состояние, характеризующееся отставанием в когнитивных и эмоциональных функциях по сравнению с нормами, установленными для определенного возраста. Это может проявляться в трудностях с обучением, недостаточной социальной адаптацией, ограниченными навыками саморегуляции.
Задержка речевого и психического развития встречается чаще всего. Ребенок не только испытывает трудности с произношением слов, построением предложений, но и с трудом усваивает новую информацию, не может контактировать с окружающим миром, не использует язык для общения.
Врач обязательно опросит родителей и ребенка, если это возможно, на предмет жалоб, изучит условия жизни семьи, проведет нейропсихологическое тестирование, диагностирует проблемы с речью, изучит медицинскую документацию, которая ведется с рождения.
Вся полученная информация дает повод для того, чтобы перевести школьника на упрощенную программу обучения, которая позволит лучше усвоить материал, выстроить индивидуальный подход к образованию ученика с ЗПР. Сделать это можно после проведения комиссии ПМПК.
Для выявления патологий головного мозга проводят ЭЭГ, КТ или МРТ.
Дети с ЗПР должны обучаться в специализированном учебном учреждении или посещать отдельные классы. Весь учебный материал преподносится в строгой дозировке, опираясь на наглядность, повторение уже пройденного по несколько раз. Рекомендуется частая смена видов деятельности.
Особого внимания в работе требуют активация познавательных процессов, применение игровой терапии, работа над нарушениями речи с логопедом, дефектологом. Рекомендуется курсовое лечение с помощью физиотерапии, ЛФК, массажа, водолечения.
В качестве мер профилактики рекомендуется проводить планирование беременности, исключить вредное влияние на плод, заниматься профилактикой инфекций у маленьких детей, обучать родителей созданию оптимальной среды для роста, развития, воспитания.
Возраст постановки диагноза «задержка психического развития» различен, но чаще всего родители приходят к специалистам по достижении ребенком 4-5 лет, а иногда после начала посещения школы. По статистике, ЗПР встречается только у 3% всех детей дошкольного возраста. Задержка психического развития у ребенка чаще выявляется уже во время учебы в школе, причем начиная с первого класса.
При этом мало кто из родителей обращается за помощью, считая, что низкая успеваемость в школе, плохая память, нарушения речи, проблемы с освоением чтения и письма со временем пройдут сами по себе.
Причины и провоцирующие факторы
Задержка психического развития имеет несколько причин развития, но большую роль играет сочетание сразу двух факторов – биологического и социального.Отмечается, что ЗПР чаще проявляется у детей, если их матери во время беременности испытывали определенные проблемы – токсикоз тяжелой степени выраженности, инфекционные болезни, интоксикации, травмировались. К факторам риска биологического характера следует отнести заболевания щитовидной железы у женщины, недоношенность, перинатальную энцефалопатию, резус-конфликт, асфиксию плода и кислородное голодание во время развития плода или в родах. К другим факторам из этой группы относятся алкоголизм, наркомания родителей, травмы, полученные ребенком в первые годы жизни, нейроинфекции, отягощенная наследственность, тяжелые болезни малыша в первые 3 года жизни.
До 70% всех случаев ЗПР случается именно из-за воздействия биологических факторов, среди которых алкоголизм и наркомания занимают первое, второе места. Отмечается, что чаще всего дети с такой задержкой в развитии рождаются в семьях, где один из родителей, а чаще всего оба, страдает алкогольной зависимостью.
Среди социальных факторов преобладают гиперопека или, наоборот, равнодушное отношение к малышу, неблагоприятные жилищно-бытовые условия, отсутствие полноценного питания, нахождение в детском доме или интернате, полученные психотравмы, утрата эмоциональной привязанности с родителями, отсутствие обеспечения его базовых потребностей.
ЗПР может быть вторичным. Так, например, симптомы этого состояния наблюдаются у детей, которые с рождения имеют слепоту, глухоту или немоту.
Симптомы
Симптомы задержки психического развития многообразны, но заметны сразу, так как изначально ребенок не развивается так, как это делают здоровые дети. Однако с возрастом ситуация в большинстве случаев меняется к лучшему, что часто объясняется созреванием мозга.Нарушения интеллекта легкие, но затрагивающие многие интеллектуальные процессы. Отмечается, что такие дети лучше воспринимают информацию через зрительное восприятие, чем через слуховое, поэтому объяснение любого школьного или дошкольного материала нужно подкреплять наглядными примерами, карточками, картинками, схемами.
Внимание очень неустойчиво, ребенок часто отвлекается на любой посторонний стимул, а ситуации, когда необходимо сосредоточиться или сконцентрироваться, вызывают массу проблем. При переутомлении, нервном перенапряжении или истощении могут появляться признаки синдрома гиперактивности.
Страдает память – ребенок лучше запоминает то, что ему показывали наглядно, чем услышанное. Во время воспроизведения информации мыслительная активность небольшая, поэтому у ребенка часто возникают проблемы с заучиванием стихов, правил, алфавита, таблицы умножения.
Нередко признаками задержки психического развития становятся дефекты речи. Имеются ограниченный словарный запас, искаженное произношение многих звуков, молчаливость, сложности с распознаванием слов, постройкой, воспроизведением предложений, своих высказываний. Нередко задержка психического развития сопровождается нарушенной речью (ЗРР), дисграфией, дислексией, дислалией.
Особенностью задержки психического развития становятся сложности в эмоциональной сфере. Такие дети эмоционально лабильны, у них легко сменяется настроение, присутствует внушаемость, полностью отсутствует инициатива, они безвольны. Личность в целом незрелая. Нередко дети школьного возраста агрессивны, конфликтны, имеют повышенную тревожность.
Обычно такие дети сторонятся сверстников, играют в одиночестве, не присоединяются к играм в классе, школе, детском саду, во дворе. Из-за снижения моторики у них проявляются неловкость и дискоординированность, они не могут следовать правилам игры, из-за чего могут получать немало насмешек и обидных слов.
Задержка психического и физического развития проявляется замедлением физического роста, заметным отставанием от сверстников. По физическим параметрам такие дети находятся на нижней границе нормы, а иногда не достигают ее, выглядят намного младше своих сверстников, имеют хрупкое телосложение. Со временем данные показатели выравниваются.
Задержка умственного и психического развития – это состояние, характеризующееся отставанием в когнитивных и эмоциональных функциях по сравнению с нормами, установленными для определенного возраста. Это может проявляться в трудностях с обучением, недостаточной социальной адаптацией, ограниченными навыками саморегуляции.
Задержка речевого и психического развития встречается чаще всего. Ребенок не только испытывает трудности с произношением слов, построением предложений, но и с трудом усваивает новую информацию, не может контактировать с окружающим миром, не использует язык для общения.
Наши специалисты готовы ответить на ваши вопросы

Диагностика
Диагностикой, лечением и профилактикой задержки психического развития занимаются различные врачи – педиатры, неврологи, психотерапевты, психологи, психиатры. Всего диагностируется несколько видов задержки психического развития – конституционная, соматогенная, психогенная, церебрально-органическая.Врач обязательно опросит родителей и ребенка, если это возможно, на предмет жалоб, изучит условия жизни семьи, проведет нейропсихологическое тестирование, диагностирует проблемы с речью, изучит медицинскую документацию, которая ведется с рождения.
Вся полученная информация дает повод для того, чтобы перевести школьника на упрощенную программу обучения, которая позволит лучше усвоить материал, выстроить индивидуальный подход к образованию ученика с ЗПР. Сделать это можно после проведения комиссии ПМПК.
Для выявления патологий головного мозга проводят ЭЭГ, КТ или МРТ.
Лечение
Лечение задержки психического развития медикаментами не используется, если не было выявлено каких-либо заболеваний головного мозга. Однако коррекция задержки психического развития позволяет добиться хороших результатов, если начать проводить ее еще в младшем школьном возрасте.Дети с ЗПР должны обучаться в специализированном учебном учреждении или посещать отдельные классы. Весь учебный материал преподносится в строгой дозировке, опираясь на наглядность, повторение уже пройденного по несколько раз. Рекомендуется частая смена видов деятельности.
Особого внимания в работе требуют активация познавательных процессов, применение игровой терапии, работа над нарушениями речи с логопедом, дефектологом. Рекомендуется курсовое лечение с помощью физиотерапии, ЛФК, массажа, водолечения.
Прогноз и профилактика
При правильной и своевременной коррекции все нарушения можно скорректировать, что позволит ребенку в дальнейшем ничем не отличаться от людей без ЗПР.В качестве мер профилактики рекомендуется проводить планирование беременности, исключить вредное влияние на плод, заниматься профилактикой инфекций у маленьких детей, обучать родителей созданию оптимальной среды для роста, развития, воспитания.
Цены
Прием (осмотр, консультация) врача-педиатра первичный
2900
Прием (осмотр, консультация) врача-педиатра повторный
2700
Прием (осмотр, консультация) врача-невролога первичный (у детей)
2900
Прием (осмотр, консультация) врача-невролога повторный (у детей)
2700
Прием (осмотр, консультация) врача-детского психиатра первичный
2900
Прием (осмотр, консультация) врача-детского психиатра повторный
2700
Записаться на приём
Для записи на приём к специалисту воспользуйтесь формой:
Наши врачи
По заданным критериям врачи не найдены
Услуги по направлению
- Агрессия у ребенка
- Аденоидит у детей
- Аденоиды у детей
- Аллергический кашель у ребенка
- Аллергический ринит у детей
- Алопеция у детей
- Ангина у детей
- Анемия у детей
- Анорексия у детей
- Аппендицит у детей
- Аритмия у детей
- Артрит у детей
- Астигматизм у детей
- Атопический дерматит у детей
- Аутизм у детей
- Бессонница у детей
- Близорукость у детей
- Бородавки у детей
- Брадикардия у детей
- Бронхиальная астма у детей
- Бронхит у детей
- Васкулит у детей
- Вросший ноготь у ребенка
- Гайморит у детей
- Гастрит у детей
- Гастроэнтерит у детей
- Гемангиома у детей
- Геморрой у детей
- Гепатит у детей
- Гидроцефалия у детей
- Гиперактивность у ребенка
- Гипертонус у ребенка
- Гипотиреоз у детей
- Грипп у детей
- Девиантное поведение подростков
- Депрессия у детей
- Дерматит у детей
- Диатез у детей
- Дизартрия у детей
- Дисбактериоз у детей
- Диспраксия
- Желтуха новорожденных
- Иммунодефицит у детей
- Инфекционный мононуклеоз у детей
- Истерика у ребенка
- Кефалогематома
- Кишечная инфекция у детей
- Колики у новорожденного
- Колит у детей
- Конъюнктивит у детей
- Коронавирус у детей
- Косолапость у детей
- Крапивница у детей
- Кризис трех лет
- Ларингит у детей
- Ларинготрахеит у детей
- Лейкоз у детей
- Лимфаденит у детей
- Лишай у детей
- Менингит у детей
- Мигрень у детей
- Микроцефалия
- Невроз у детей
- Обезвоживание у детей
- Обструктивный бронхит у детей
- Ожирение у детей
- Ожог у ребенка
- Опрелости у детей
- ОРВИ у детей
- Отек Квинке у детей
- Отит у ребенка
- Отравление у ребенка
- Панические атаки у детей
- Панкреатит у детей
- Паховая грыжа у детей
- Педикулез у детей
- Перелом ноги у ребенка
- Перелом позвоночника у детей
- Перелом руки у ребенка
- Пиелонефрит у детей
- Пищевая аллергия у детей
- Плоскостопие у детей
- Пневмония у детей
- Потница у детей
- Псориаз у детей
- Пупочная грыжа у детей
- Рахит
- Ринит у детей
- Родовая травма
- Ротавирус у детей
- Сальмонеллез у детей
- Сахарный диабет у детей
- Серная пробка у ребенка
- Синдактилия
- Синдром Дауна
- Синдром Патау
- Синдром Туретта
- Синехии половых губ
- Синусит у детей
- Сколиоз у детей
- Стрептодермия у детей
- Тахикардия у детей
- Тики у детей
- Тонзиллит у детей
- Трахеит у детей
- Туберкулез у детей
- Тугоухость у детей
- Фарингит у детей
- Фенилкетонурия
- Халязион у ребенка
- Храп у детей
- Цистит у детей
- Чесотка у детей
- Шизофрения у детей
- Энурез у детей
- Эпилепсия у детей
- Ячмень у ребенка