Гиперактивность у ребенка

Гиперактивный ребенок - это лицо, у которого выявлены дефицит внимания и чрезмерная активность, имеющие неврологическую основу.

При расстройстве малыш имеет поведенческие отклонения - отсутствие концентрации внимания, неусидчивость, повышенную возбудимость и сверхактивность.

В дальнейшем у человека могут возникать сложности в обучении, социальной адаптации, развитии.

Причины

Гиперактивность, низкий уровень внимания у детей лежат в основе СДВГ. На фоне состояния отмечают расстройство функционирования ЦНС.

Пациенту тяжело усидеть на месте, сдерживать эмоциональность, внимательно выслушивать собеседника, запоминать информацию.

Патология имеет высокое распространение среди детей - от 4 до 18%. Чаще недуг диагностируют среди мальчиков, у девочек отклонение развивается в 3 раза реже.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей - многофакторное явление, вызвать которое могут как наследственная обусловленность, так и ранние органические патологии центральной нервной системы.

Также причиной развития гиперактивности у ребенка является несоответствие деятельности ассоциативной и префронтальной коры, базальных ганглиев, таламуса, мозжечка.

Генетический фактор расстройства основан на передаче генов, контролирующих обмен нейромедиаторов в головной мозг, что нарушает процесс синаптической передачи. Данные особенности провоцируют несогласованность коры лобных долей с подкорковыми элементами.

Также аномальная активность может формироваться при:
  • вредных привычках или приеме некоторых медикаментов беременной женщиной;
  • осложненных беременности или родоразрешении;
  • родовых травмах, асфиксии, гипоксии новорожденного;
  • инфекционных поражениях, черепно-мозговых травмах в первые месяцы жизни человека;
  • неблагоприятной окружающей среде.
В ряде случаев некачественный рацион питания, дефицит витаминов и минералов способствуют развитию недуга.

Симптомы

Как проявляется гиперактивность у ребенка? Заподозрить наличие аномалии можно еще в раннем периоде, когда у малыша наблюдаются повышенный тонус мышц, беспричинная частая рвота, беспокойный сон, повышенная эмоциональность, импульсивность.

Чаще всего гиперактивность у детей дошкольного возраста развивается в 5-7 лет и имеет такие признаки, как несамостоятельность, несосредоточенность, неусидчивость, высокая подвижность. Лицу с аномалией трудно сидеть на уроках, слушать учителя, соответствовать нормам поведения.

У пациентов подросткового возраста нарушение могут вызвать гормональные изменения.

Главными симптомами гиперактивности у ребенка считаются:

  • отсутствие внимания, которое не позволяет надолго сконцентрироваться на задаче, материале. Пациент постоянно отвлекается, что вызывает частые ошибки при выполнении заданий. Ему тяжело длительно заниматься одним и тем же делом, он постоянно перескакивает с одного на другое. Дети с данным диагнозом страдают забывчивостью, несамостоятельностью;
  • гиперактивность, проявляющаяся в чрезмерной двигательной подвижности. Человек постоянно в движении, ему трудно совершать спокойные задания. Иногда возникают тики, машинальные двигательные акты в конечностях, плечах. Чаще всего такие дети бегают, много разговаривают, что отягощает процесс обучения. Их подвижная деятельность неуклюжа, бесконтрольна, поэтому становится причиной серьезных травм и повреждений;
  • эмоциональность, при которой поведение гиперактивного ребенка становится слишком импульсивным. Дети не имеют терпения, выдержки, им нужен моментальный результат. Малыш не в состоянии контролировать себя и свои действия, что сказывается на проблемах выстраивания взаимоотношений с окружающими.

Осложнения

Нарушение приводит к частым головным болям, усталости. Нередко у детей с расстройством диагностируют недержание мочи, несоответствие развития возрастным нормам.

У лиц школьного возраста специалисты отмечают дислексию, дисграфию. Зафиксированы проблемы с памятью, воспроизведением материала. В связи с этим последствиями гиперактивности у ребенка являются неуспеваемость, низкая самооценка, тревожно-депрессивные расстройства. У лиц с диагнозом высокая вероятность пристрастия к психоактивным средствам.
Наши специалисты готовы ответить на ваши вопросы

*Поля, обязательные для заполнения

Диагностика

Когда у родителей есть подозрения на нарушения в развитии малыша, они должны посетить педиатра. Врач оценивает состояние и по необходимости направляет на консультацию к психологу, неврологу или психиатру.

На первичном приеме специалист беседует с родителями, малышом, выясняет жалобы и их длительность. Для подтверждения патологии требуются комплексные обследования, наблюдение за пациентом.

Психологическая диагностика при гиперактивности у ребенка состоит из:
  • беседы;
  • опроса;
  • наблюдения;
  • экспертного мнения, в ходе которого педагоги, окружение пациента выполняют диагностические опросники;
  • нейропсихологического тестирования.
Дифференциальные методы направлены на исключение соматических и неврологических заболеваний, имеющих схожую симптоматику с синдромом.

По решению врача пациенту могут назначить консультации ЛОРа, эндокринолога, офтальмолога. В ряде случае выполняют такие исследования, как общий и биохимический анализы крови, ЭЭГ, МРТ головного мозга.

При речевых нарушениях, задержке показано обращение к логопеду с целью выявления отклонений и составления алгоритма коррекции. В дальнейшем специалист проводит занятия по исправлению признаков дислексии и дисграфии.

Для постановки диагноза ребенку с гиперактивностью необходимо соответствие 6 критериям невнимательности, чрезмерным активности и эмоциональности, наблюдающихся на протяжении полугода.

Лечение

Что делать, если у ребенка гиперактивность? Это один из частых вопросов родителей, чьи дети страдают от расстройства. Сегодня существуют различные методы коррекции патологического состояния, которые подбираются в индивидуальном порядке.

Комплексный подход при гиперактивности ребенка базируется на психолого-педагогической коррекции, психотерапии, немедикаментозной помощи, лекарственной терапии.

Специалисты рекомендуют помещать пациента в немногочисленный класс. Важно сокращать нагрузку ученика путем уменьшения уроков, домашних заданий. Родители должны следить за полноценным питанием, здоровым сном пациента. Необходимо проводить много времени на свежем воздухе, исключать психоэмоциональную и физическую перегрузку.

Пациенту требуются различные виды психотерапевтической поддержки, индивидуальные и групповые занятия с психологом.

В качестве медикаментозного лечения гиперактивности ребенку назначают атомоксетин гидрохлорида, ноотропы, микронутриенты. Особой эффективностью обладают мануальная терапия, массаж шейного отдела позвоночника, кинезитерапия.

Прогноз и профилактика

Чем раньше родители обратят внимание на отклонения в поведении, трудности в развитии, тем быстрее удастся помочь человеку решить его трудности. Современные коррекционные методы способны научить пациента регулировать свои действия, поступки.

Благодаря комплексной работе специалистов человек может освоить способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Психолого-педагогическая помощь облегчает процесс социализации и адаптации к условиям среды.

Игнорирование серьезного диагноза в подростковом и зрелом периодах приводит к социальной дезадаптации, вредным привычкам.

В качестве профилактики гиперактивности у ребенка важна правильная подготовка будущих родителей к беременности, родам и развитию малыша. Важны сбалансированное питание, отсутствие вредных привычек беременной, здоровое родоразрешение, благоприятная психологическая обстановка в семье.

Цены

Прием (осмотр, консультация) врача-педиатра первичный
2600 
Прием (осмотр, консультация) врача-педиатра повторный
2300 
Записаться на приём
Для записи на приём к специалисту воспользуйтесь формой:
* Поля, обязательные для заполнения