Гиперактивность у ребенка
Гиперактивный ребенок - это лицо, у которого выявлены дефицит внимания и чрезмерная активность, имеющие неврологическую основу.
При расстройстве малыш имеет поведенческие отклонения - отсутствие концентрации внимания, неусидчивость, повышенную возбудимость и сверхактивность.
В дальнейшем у человека могут возникать сложности в обучении, социальной адаптации, развитии.
Пациенту тяжело усидеть на месте, сдерживать эмоциональность, внимательно выслушивать собеседника, запоминать информацию.
Патология имеет высокое распространение среди детей - от 4 до 18%. Чаще недуг диагностируют среди мальчиков, у девочек отклонение развивается в 3 раза реже.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей - многофакторное явление, вызвать которое могут как наследственная обусловленность, так и ранние органические патологии центральной нервной системы.
Также причиной развития гиперактивности у ребенка является несоответствие деятельности ассоциативной и префронтальной коры, базальных ганглиев, таламуса, мозжечка.
Генетический фактор расстройства основан на передаче генов, контролирующих обмен нейромедиаторов в головной мозг, что нарушает процесс синаптической передачи. Данные особенности провоцируют несогласованность коры лобных долей с подкорковыми элементами.
Также аномальная активность может формироваться при:
У лиц школьного возраста специалисты отмечают дислексию, дисграфию. Зафиксированы проблемы с памятью, воспроизведением материала. В связи с этим последствиями гиперактивности у ребенка являются неуспеваемость, низкая самооценка, тревожно-депрессивные расстройства. У лиц с диагнозом высокая вероятность пристрастия к психоактивным средствам.
На первичном приеме специалист беседует с родителями, малышом, выясняет жалобы и их длительность. Для подтверждения патологии требуются комплексные обследования, наблюдение за пациентом.
Психологическая диагностика при гиперактивности у ребенка состоит из:
По решению врача пациенту могут назначить консультации ЛОРа, эндокринолога, офтальмолога. В ряде случае выполняют такие исследования, как общий и биохимический анализы крови, ЭЭГ, МРТ головного мозга.
При речевых нарушениях, задержке показано обращение к логопеду с целью выявления отклонений и составления алгоритма коррекции. В дальнейшем специалист проводит занятия по исправлению признаков дислексии и дисграфии.
Для постановки диагноза ребенку с гиперактивностью необходимо соответствие 6 критериям невнимательности, чрезмерным активности и эмоциональности, наблюдающихся на протяжении полугода.
Комплексный подход при гиперактивности ребенка базируется на психолого-педагогической коррекции, психотерапии, немедикаментозной помощи, лекарственной терапии.
Специалисты рекомендуют помещать пациента в немногочисленный класс. Важно сокращать нагрузку ученика путем уменьшения уроков, домашних заданий. Родители должны следить за полноценным питанием, здоровым сном пациента. Необходимо проводить много времени на свежем воздухе, исключать психоэмоциональную и физическую перегрузку.
Пациенту требуются различные виды психотерапевтической поддержки, индивидуальные и групповые занятия с психологом.
В качестве медикаментозного лечения гиперактивности ребенку назначают атомоксетин гидрохлорида, ноотропы, микронутриенты. Особой эффективностью обладают мануальная терапия, массаж шейного отдела позвоночника, кинезитерапия.
Благодаря комплексной работе специалистов человек может освоить способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Психолого-педагогическая помощь облегчает процесс социализации и адаптации к условиям среды.
Игнорирование серьезного диагноза в подростковом и зрелом периодах приводит к социальной дезадаптации, вредным привычкам.
В качестве профилактики гиперактивности у ребенка важна правильная подготовка будущих родителей к беременности, родам и развитию малыша. Важны сбалансированное питание, отсутствие вредных привычек беременной, здоровое родоразрешение, благоприятная психологическая обстановка в семье.
При расстройстве малыш имеет поведенческие отклонения - отсутствие концентрации внимания, неусидчивость, повышенную возбудимость и сверхактивность.
В дальнейшем у человека могут возникать сложности в обучении, социальной адаптации, развитии.
Причины
Гиперактивность, низкий уровень внимания у детей лежат в основе СДВГ. На фоне состояния отмечают расстройство функционирования ЦНС.Пациенту тяжело усидеть на месте, сдерживать эмоциональность, внимательно выслушивать собеседника, запоминать информацию.
Патология имеет высокое распространение среди детей - от 4 до 18%. Чаще недуг диагностируют среди мальчиков, у девочек отклонение развивается в 3 раза реже.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей - многофакторное явление, вызвать которое могут как наследственная обусловленность, так и ранние органические патологии центральной нервной системы.
Также причиной развития гиперактивности у ребенка является несоответствие деятельности ассоциативной и префронтальной коры, базальных ганглиев, таламуса, мозжечка.
Генетический фактор расстройства основан на передаче генов, контролирующих обмен нейромедиаторов в головной мозг, что нарушает процесс синаптической передачи. Данные особенности провоцируют несогласованность коры лобных долей с подкорковыми элементами.
Также аномальная активность может формироваться при:
- вредных привычках или приеме некоторых медикаментов беременной женщиной;
- осложненных беременности или родоразрешении;
- родовых травмах, асфиксии, гипоксии новорожденного;
- инфекционных поражениях, черепно-мозговых травмах в первые месяцы жизни человека;
- неблагоприятной окружающей среде.
Симптомы
Как проявляется гиперактивность у ребенка? Заподозрить наличие аномалии можно еще в раннем периоде, когда у малыша наблюдаются повышенный тонус мышц, беспричинная частая рвота, беспокойный сон, повышенная эмоциональность, импульсивность.
Чаще всего гиперактивность у детей дошкольного возраста развивается в 5-7 лет и имеет такие признаки, как несамостоятельность, несосредоточенность, неусидчивость, высокая подвижность. Лицу с аномалией трудно сидеть на уроках, слушать учителя, соответствовать нормам поведения.
У пациентов подросткового возраста нарушение могут вызвать гормональные изменения.
Главными симптомами гиперактивности у ребенка считаются:
- отсутствие внимания, которое не позволяет надолго сконцентрироваться на задаче, материале. Пациент постоянно отвлекается, что вызывает частые ошибки при выполнении заданий. Ему тяжело длительно заниматься одним и тем же делом, он постоянно перескакивает с одного на другое. Дети с данным диагнозом страдают забывчивостью, несамостоятельностью;
- гиперактивность, проявляющаяся в чрезмерной двигательной подвижности. Человек постоянно в движении, ему трудно совершать спокойные задания. Иногда возникают тики, машинальные двигательные акты в конечностях, плечах. Чаще всего такие дети бегают, много разговаривают, что отягощает процесс обучения. Их подвижная деятельность неуклюжа, бесконтрольна, поэтому становится причиной серьезных травм и повреждений;
- эмоциональность, при которой поведение гиперактивного ребенка становится слишком импульсивным. Дети не имеют терпения, выдержки, им нужен моментальный результат. Малыш не в состоянии контролировать себя и свои действия, что сказывается на проблемах выстраивания взаимоотношений с окружающими.
Осложнения
Нарушение приводит к частым головным болям, усталости. Нередко у детей с расстройством диагностируют недержание мочи, несоответствие развития возрастным нормам.У лиц школьного возраста специалисты отмечают дислексию, дисграфию. Зафиксированы проблемы с памятью, воспроизведением материала. В связи с этим последствиями гиперактивности у ребенка являются неуспеваемость, низкая самооценка, тревожно-депрессивные расстройства. У лиц с диагнозом высокая вероятность пристрастия к психоактивным средствам.
Наши специалисты готовы ответить на ваши вопросы
Диагностика
Когда у родителей есть подозрения на нарушения в развитии малыша, они должны посетить педиатра. Врач оценивает состояние и по необходимости направляет на консультацию к психологу, неврологу или психиатру.На первичном приеме специалист беседует с родителями, малышом, выясняет жалобы и их длительность. Для подтверждения патологии требуются комплексные обследования, наблюдение за пациентом.
Психологическая диагностика при гиперактивности у ребенка состоит из:
- беседы;
- опроса;
- наблюдения;
- экспертного мнения, в ходе которого педагоги, окружение пациента выполняют диагностические опросники;
- нейропсихологического тестирования.
По решению врача пациенту могут назначить консультации ЛОРа, эндокринолога, офтальмолога. В ряде случае выполняют такие исследования, как общий и биохимический анализы крови, ЭЭГ, МРТ головного мозга.
При речевых нарушениях, задержке показано обращение к логопеду с целью выявления отклонений и составления алгоритма коррекции. В дальнейшем специалист проводит занятия по исправлению признаков дислексии и дисграфии.
Для постановки диагноза ребенку с гиперактивностью необходимо соответствие 6 критериям невнимательности, чрезмерным активности и эмоциональности, наблюдающихся на протяжении полугода.
Лечение
Что делать, если у ребенка гиперактивность? Это один из частых вопросов родителей, чьи дети страдают от расстройства. Сегодня существуют различные методы коррекции патологического состояния, которые подбираются в индивидуальном порядке.Комплексный подход при гиперактивности ребенка базируется на психолого-педагогической коррекции, психотерапии, немедикаментозной помощи, лекарственной терапии.
Специалисты рекомендуют помещать пациента в немногочисленный класс. Важно сокращать нагрузку ученика путем уменьшения уроков, домашних заданий. Родители должны следить за полноценным питанием, здоровым сном пациента. Необходимо проводить много времени на свежем воздухе, исключать психоэмоциональную и физическую перегрузку.
Пациенту требуются различные виды психотерапевтической поддержки, индивидуальные и групповые занятия с психологом.
В качестве медикаментозного лечения гиперактивности ребенку назначают атомоксетин гидрохлорида, ноотропы, микронутриенты. Особой эффективностью обладают мануальная терапия, массаж шейного отдела позвоночника, кинезитерапия.
Прогноз и профилактика
Чем раньше родители обратят внимание на отклонения в поведении, трудности в развитии, тем быстрее удастся помочь человеку решить его трудности. Современные коррекционные методы способны научить пациента регулировать свои действия, поступки.Благодаря комплексной работе специалистов человек может освоить способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Психолого-педагогическая помощь облегчает процесс социализации и адаптации к условиям среды.
Игнорирование серьезного диагноза в подростковом и зрелом периодах приводит к социальной дезадаптации, вредным привычкам.
В качестве профилактики гиперактивности у ребенка важна правильная подготовка будущих родителей к беременности, родам и развитию малыша. Важны сбалансированное питание, отсутствие вредных привычек беременной, здоровое родоразрешение, благоприятная психологическая обстановка в семье.
Цены
Прием (осмотр, консультация) врача-педиатра первичный
2600
Прием (осмотр, консультация) врача-педиатра повторный
2300
Записаться на приём
Для записи на приём к специалисту воспользуйтесь формой: