Дизартрия у детей

Дизартрия у детей представляет собой нарушение речи, вызванное повреждением нервной системы. Прогрессирование дефекта сопровождается изменением иннервации (обеспечения связью с ЦНС через нервы) речевых органов – мышц рта, горла, лица – и нарушением взаимосвязи между ними.

Дизартрия часто встречается среди детей дошкольного возраста, проявляется в виде неспособности контролировать работу мышц, необходимых для произношения звуков. Это приводит к тому, что речь звучит невнятно, монотонно. Кроме того, дизартрия может проявляться в виде затруднений с артикуляцией, ритмом, скоростью речи, а также влиять на громкость, интонацию.

Причины дизартрии у детей

Нарушение речи – это врожденный или приобретенный в раннем возрасте синдром. Вероятные предпосылки к его возникновению появляются во время беременности, родов или в первые месяцы после появления малыша на свет. Дизартрия стертой формы проявляется в 50-60% случаев у детей с перинатальными патологиями ЦНС. В этих ситуациях неврологические отклонения, такие как микроочаговый синдром, энцефалопатия, пирамидная недостаточность, выявляются вскоре после рождения.

В большинстве случаев основной причиной возникновения дизартрии у ребенка является гипоксия (кислородное голодание) плода в пренатальный период. Такое состояние может быть связано с рядом факторов, среди которых:
  • негативное воздействие окружающей среды;
  • серьезные заболевания, которые перенесла будущая роженица во время беременности или до зачатия ребенка;
  • курение, алкоголизм, наркомания будущих родителей;
  • генетическая предрасположенность.
На развитие дизартрии в раннем периоде жизни малыша могут влиять травмы, полученные новорожденным во время родов. Вероятность возникновения расстройства повышается в случае перенесенных младенцем патологий инфекционной природы, например менингита, который нередко осложняется неврологическими изменениями.

В более зрелом возрасте к появлению расстройства речи приводят травмы головного мозга, сосудистые нарушения, опухоли мозга, инсульты. Определенную роль в формировании патологии играет генетика, в том числе заболевания нервно-мышечной системы, передающиеся по наследству.

Предрасполагающими факторами к возникновению нарушения речи в первые месяцы жизни пациента являются:
  • церебральная опухоль;
  • менингоэнцефалит;
  • желтуха у младенцев;
  • водянка мозга (гидроцефалия).
Кроме того, дизартрия может появиться у детей с олигофренией – умственной отсталостью, при детском церебральном параличе (ДЦП) и задержке психического развития (ЗПР). Часто расстройство диагностируют вместе с заиканием, моторной алалией, другими синдромами.

Формы и степени дизартрии у детей

Классификация основана на локализации поражения ЦНС, клинических проявлениях, тяжести состояния пациента.

В педиатрии выделяют следующие виды расстройства речи:
  1. Бульбарная – развивается вследствие поражения нервов бульбарной группы (подъязычного, языкоглоточного). Расстройство сопровождается сниженным тонусом мышц артикуляции. Речь слышится невнятной, часто замедленной.
  2. Псевдобульбарная – наиболее часто встречаемая форма дизартрии у детей. Появляется из-за поражения пирамидного тракта, также называемого корково-ядерным. При развитии этого типа патологии пациенты не способны к воспроизведению четких движений. В младенчестве дети с такой формой дизартрии нередко с трудом пережевывают пищу, что связано с недостаточной подвижностью мышц артикуляционного аппарата.
  3. Подкорковая, или экстрапирамидная – развивается в результате повреждения подкорковых узлов мозга. Дети с таким типом нарушения звукопроизношения часто проявляют неконтролируемые мимические движения. Слова звучат неритмично, в основном ускоренно или, напротив, замедленно.
  4. Мозжечковая – встречается редко, возникает в случае повреждения мозжечка и связанных с ним структур ЦНС. Речь пациента звучит отрывисто, плавный переход от слова к слову отсутствует.
  5. Корковая – связана с поражением обоих полушарий коры головного мозга. Дети в целом имеют хорошее произношение звуков по отдельности. Однако в потоке речи могут пропускать слова, испытывают сложности с их воспроизведением.
В зависимости от выраженности симптоматики выделяют 4 степени дизартрии у детей:
  • первая – дефект неярко выражен, признаки проходят к 5-летнему возрасту;
  • вторая – нарушения звукопроизношения слышны, но в целом речь понятна;
  • третья – произношение звуков пациента с трудом разбирают не только окружающие, но также родственники;
  • четвертая – самый тяжелый случай, в некоторых ситуациях речь вовсе отсутствует.

Симптомы дизартрии у детей

Первичные речевые нарушения заметны с самого рождения. Груднички могут часто срыгивать молоком во время или после сосания груди, некоторые поперхиваются. Плач слабый, прерывистый. Отмечается задержка появления лепетания, характерного для младенцев 3-6 месяцев, в некоторых случаях они могут совсем отсутствовать.

Другие признаки дизартрии у детей:
  • напряжение, замедление воспроизведения звуков;
  • ограничение подвижности губ, языка;
  • межзубное произношение многих звуков;
  • осиплость, гнусавость голоса;
  • дисфагия (нарушение глотания);
  • сложности с откусыванием, жеванием твердой пищи.
Наши специалисты готовы ответить на ваши вопросы

*Поля, обязательные для заполнения

Последствия дизартрии у детей

Дизартрия является серьезным речевым нарушением, которое оказывает влияние на формирование, развитие каждой языковой подсистемы. При отсутствии своевременного комплексного лечения патология может привести к ЗПР (задержке психического развития), снижению умственных способностей, что влияет на учебу в школе. Впоследствии у большинства пациентов появляется неуверенность в себе, формируется комплекс неполноценности, что связано с ограниченными возможностями.

Диагностика дизартрии у детей

Постановкой диагноза занимается логопед совместно с дефектологом и неврологом. Врачи исследуют анамнез маленького пациента, изучают семейный анамнез, выявляют наследственную предрасположенность к патологии.

В качестве обследования детей с дизартрией используют следующие методы:
  1. МРТ головного мозга.
  2. Электроэнцефалография (ЭЭГ).
  3. Исследование голоса, дыхания.
  4. Оценка строения и работоспособности мышц артикуляционного аппарата.
  5. Тестирование фонематических процессов.
Во время диагностики врачи также выявляют сопутствующие клинические проявления – апраксию, синкинезию, гиперсаливацию, непроизвольные движения (гиперкинезы). На основании результатов обследования определяют терапию.

Лечение дизартрии у детей

Для достижения эффективного результата показано комплексное лечение, включающее прием медикаментов, физическое восстановление, работу с логопедом.

В первую очередь назначают использование препаратов для поддержания здоровья сосудов, нейропротекторов, ноотропов.

К немедикаментозным способам коррекции дизартрии у детей относятся:
Эффективность при лечении дизартрии у детей показывает курс массажа, который благотворно влияет на расслабление мышц, устранение зажимов, способствующих прогрессированию расстройства речи.

Взаимодействие с логопедом направлено на развитие моторики, дыхательной функции, проработку силы голоса, восстановление тонуса мышц артикуляционного аппарата. Для этих целей врач применяет тейпирование, фотопедические и дыхательные тренировки, Су-Джок терапию (кисте-стопная терапия), методики постановки звука. Длительность логопедических занятий зависит от степени нарушения речи, но чаще всего они проводятся несколько лет, вплоть до подросткового возраста пациента.

Прогноз и профилактика дизартрии у детей

Социализация пациентов с речевым расстройством зависит от его этиологии, выраженности признаков, эффективности коррекции. У детей со стертой формой патологии редко возникают проблемы с общением. Пациенты с четвертой степенью расстройства речи нуждаются в постоянном уходе.

Предупредить развитие речевого нарушения позволяют исключение воздействия токсических веществ на плод на стадии его формирования, минимизация травм головы в первый год жизни, раннее обращение к логопеду при задержке развития речи.

Цены

Прием (осмотр, консультация) врача-невролога первичный (у детей)
2600 
Прием (осмотр, консультация) врача-невролога повторный (у детей)
2300 
Записаться на приём
Для записи на приём к специалисту воспользуйтесь формой:
* Поля, обязательные для заполнения