Дизартрия у детей
Дизартрия у детей представляет собой нарушение речи, вызванное повреждением нервной системы. Прогрессирование дефекта сопровождается изменением иннервации (обеспечения связью с ЦНС через нервы) речевых органов – мышц рта, горла, лица – и нарушением взаимосвязи между ними.
Дизартрия часто встречается среди детей дошкольного возраста, проявляется в виде неспособности контролировать работу мышц, необходимых для произношения звуков. Это приводит к тому, что речь звучит невнятно, монотонно. Кроме того, дизартрия может проявляться в виде затруднений с артикуляцией, ритмом, скоростью речи, а также влиять на громкость, интонацию.
В большинстве случаев основной причиной возникновения дизартрии у ребенка является гипоксия (кислородное голодание) плода в пренатальный период. Такое состояние может быть связано с рядом факторов, среди которых:
В более зрелом возрасте к появлению расстройства речи приводят травмы головного мозга, сосудистые нарушения, опухоли мозга, инсульты. Определенную роль в формировании патологии играет генетика, в том числе заболевания нервно-мышечной системы, передающиеся по наследству.
Предрасполагающими факторами к возникновению нарушения речи в первые месяцы жизни пациента являются:
В педиатрии выделяют следующие виды расстройства речи:
Другие признаки дизартрии у детей:
В качестве обследования детей с дизартрией используют следующие методы:
В первую очередь назначают использование препаратов для поддержания здоровья сосудов, нейропротекторов, ноотропов.
К немедикаментозным способам коррекции дизартрии у детей относятся:
Взаимодействие с логопедом направлено на развитие моторики, дыхательной функции, проработку силы голоса, восстановление тонуса мышц артикуляционного аппарата. Для этих целей врач применяет тейпирование, фотопедические и дыхательные тренировки, Су-Джок терапию (кисте-стопная терапия), методики постановки звука. Длительность логопедических занятий зависит от степени нарушения речи, но чаще всего они проводятся несколько лет, вплоть до подросткового возраста пациента.
Предупредить развитие речевого нарушения позволяют исключение воздействия токсических веществ на плод на стадии его формирования, минимизация травм головы в первый год жизни, раннее обращение к логопеду при задержке развития речи.
Дизартрия часто встречается среди детей дошкольного возраста, проявляется в виде неспособности контролировать работу мышц, необходимых для произношения звуков. Это приводит к тому, что речь звучит невнятно, монотонно. Кроме того, дизартрия может проявляться в виде затруднений с артикуляцией, ритмом, скоростью речи, а также влиять на громкость, интонацию.
Причины дизартрии у детей
Нарушение речи – это врожденный или приобретенный в раннем возрасте синдром. Вероятные предпосылки к его возникновению появляются во время беременности, родов или в первые месяцы после появления малыша на свет. Дизартрия стертой формы проявляется в 50-60% случаев у детей с перинатальными патологиями ЦНС. В этих ситуациях неврологические отклонения, такие как микроочаговый синдром, энцефалопатия, пирамидная недостаточность, выявляются вскоре после рождения.В большинстве случаев основной причиной возникновения дизартрии у ребенка является гипоксия (кислородное голодание) плода в пренатальный период. Такое состояние может быть связано с рядом факторов, среди которых:
- негативное воздействие окружающей среды;
- серьезные заболевания, которые перенесла будущая роженица во время беременности или до зачатия ребенка;
- курение, алкоголизм, наркомания будущих родителей;
- генетическая предрасположенность.
В более зрелом возрасте к появлению расстройства речи приводят травмы головного мозга, сосудистые нарушения, опухоли мозга, инсульты. Определенную роль в формировании патологии играет генетика, в том числе заболевания нервно-мышечной системы, передающиеся по наследству.
Предрасполагающими факторами к возникновению нарушения речи в первые месяцы жизни пациента являются:
- церебральная опухоль;
- менингоэнцефалит;
- желтуха у младенцев;
- водянка мозга (гидроцефалия).
Формы и степени дизартрии у детей
Классификация основана на локализации поражения ЦНС, клинических проявлениях, тяжести состояния пациента.В педиатрии выделяют следующие виды расстройства речи:
- Бульбарная – развивается вследствие поражения нервов бульбарной группы (подъязычного, языкоглоточного). Расстройство сопровождается сниженным тонусом мышц артикуляции. Речь слышится невнятной, часто замедленной.
- Псевдобульбарная – наиболее часто встречаемая форма дизартрии у детей. Появляется из-за поражения пирамидного тракта, также называемого корково-ядерным. При развитии этого типа патологии пациенты не способны к воспроизведению четких движений. В младенчестве дети с такой формой дизартрии нередко с трудом пережевывают пищу, что связано с недостаточной подвижностью мышц артикуляционного аппарата.
- Подкорковая, или экстрапирамидная – развивается в результате повреждения подкорковых узлов мозга. Дети с таким типом нарушения звукопроизношения часто проявляют неконтролируемые мимические движения. Слова звучат неритмично, в основном ускоренно или, напротив, замедленно.
- Мозжечковая – встречается редко, возникает в случае повреждения мозжечка и связанных с ним структур ЦНС. Речь пациента звучит отрывисто, плавный переход от слова к слову отсутствует.
- Корковая – связана с поражением обоих полушарий коры головного мозга. Дети в целом имеют хорошее произношение звуков по отдельности. Однако в потоке речи могут пропускать слова, испытывают сложности с их воспроизведением.
- первая – дефект неярко выражен, признаки проходят к 5-летнему возрасту;
- вторая – нарушения звукопроизношения слышны, но в целом речь понятна;
- третья – произношение звуков пациента с трудом разбирают не только окружающие, но также родственники;
- четвертая – самый тяжелый случай, в некоторых ситуациях речь вовсе отсутствует.
Симптомы дизартрии у детей
Первичные речевые нарушения заметны с самого рождения. Груднички могут часто срыгивать молоком во время или после сосания груди, некоторые поперхиваются. Плач слабый, прерывистый. Отмечается задержка появления лепетания, характерного для младенцев 3-6 месяцев, в некоторых случаях они могут совсем отсутствовать.Другие признаки дизартрии у детей:
- напряжение, замедление воспроизведения звуков;
- ограничение подвижности губ, языка;
- межзубное произношение многих звуков;
- осиплость, гнусавость голоса;
- дисфагия (нарушение глотания);
- сложности с откусыванием, жеванием твердой пищи.
Наши специалисты готовы ответить на ваши вопросы
Последствия дизартрии у детей
Дизартрия является серьезным речевым нарушением, которое оказывает влияние на формирование, развитие каждой языковой подсистемы. При отсутствии своевременного комплексного лечения патология может привести к ЗПР (задержке психического развития), снижению умственных способностей, что влияет на учебу в школе. Впоследствии у большинства пациентов появляется неуверенность в себе, формируется комплекс неполноценности, что связано с ограниченными возможностями.Диагностика дизартрии у детей
Постановкой диагноза занимается логопед совместно с дефектологом и неврологом. Врачи исследуют анамнез маленького пациента, изучают семейный анамнез, выявляют наследственную предрасположенность к патологии.В качестве обследования детей с дизартрией используют следующие методы:
- МРТ головного мозга.
- Электроэнцефалография (ЭЭГ).
- Исследование голоса, дыхания.
- Оценка строения и работоспособности мышц артикуляционного аппарата.
- Тестирование фонематических процессов.
Лечение дизартрии у детей
Для достижения эффективного результата показано комплексное лечение, включающее прием медикаментов, физическое восстановление, работу с логопедом.В первую очередь назначают использование препаратов для поддержания здоровья сосудов, нейропротекторов, ноотропов.
К немедикаментозным способам коррекции дизартрии у детей относятся:
- лечебная физическая культура (ЛФК);
- рефлексотерапия;
- физиотерапия;
- гидрокинезотерапия.
Взаимодействие с логопедом направлено на развитие моторики, дыхательной функции, проработку силы голоса, восстановление тонуса мышц артикуляционного аппарата. Для этих целей врач применяет тейпирование, фотопедические и дыхательные тренировки, Су-Джок терапию (кисте-стопная терапия), методики постановки звука. Длительность логопедических занятий зависит от степени нарушения речи, но чаще всего они проводятся несколько лет, вплоть до подросткового возраста пациента.
Прогноз и профилактика дизартрии у детей
Социализация пациентов с речевым расстройством зависит от его этиологии, выраженности признаков, эффективности коррекции. У детей со стертой формой патологии редко возникают проблемы с общением. Пациенты с четвертой степенью расстройства речи нуждаются в постоянном уходе.Предупредить развитие речевого нарушения позволяют исключение воздействия токсических веществ на плод на стадии его формирования, минимизация травм головы в первый год жизни, раннее обращение к логопеду при задержке развития речи.
Цены
Прием (осмотр, консультация) врача-невролога первичный (у детей)
2600
Прием (осмотр, консультация) врача-невролога повторный (у детей)
2300
Записаться на приём
Для записи на приём к специалисту воспользуйтесь формой: