Буллинг: причины, виды, профилактика
Буллинг, или травля (в переводе с английского «bullying» – хулиганство), подразумевает под собой патологическую модель поведения, которая характеризуется возникновением намерения причинить вред окружающим. Основная задача агрессора – обидеть, унизить жертву, причем неоднократно, систематически.
Часто буллинг сравнивают с моббингом, но эти понятия различны. В первом случае агрессию в основном проявляет один человек, во втором – речь идет о коллективной травле.
Явление имеет широкое распространение в коллективах: ротах в армии, классах в школах, потоках в университетах, отделах в организациях. В группе риска находятся люди обоих полов, но чаще всего травле подвержены парни, мужчины. Жертвами буллинга становятся дети, подростки из малообеспеченных семей, приезжие из сел, деревень, одаренные (отличающиеся по внешности, мышлению, поступкам).
Что лежит в основе зарождения аномальной формы поведения, как она проявляется, какие методы позволяют от нее избавиться?
К провоцирующим факторам возникновения травли относятся:
По области распространения патологическая форма поведения представлена следующими видами:
Другие примеры проявления буллинга:
Для подтверждения диагноза психотерапевты используют различные методы, среди которых:
Эффективность показывают совместные экскурсии по городу, походы в лес, кино, музей. Общение в неформальной обстановке способствует сплочению учащихся в классе.
Другие способы противодействия буллингу и его профилактики:
Часто буллинг сравнивают с моббингом, но эти понятия различны. В первом случае агрессию в основном проявляет один человек, во втором – речь идет о коллективной травле.
Явление имеет широкое распространение в коллективах: ротах в армии, классах в школах, потоках в университетах, отделах в организациях. В группе риска находятся люди обоих полов, но чаще всего травле подвержены парни, мужчины. Жертвами буллинга становятся дети, подростки из малообеспеченных семей, приезжие из сел, деревень, одаренные (отличающиеся по внешности, мышлению, поступкам).
Что лежит в основе зарождения аномальной формы поведения, как она проявляется, какие методы позволяют от нее избавиться?
Причины буллинга
Не последнее место в вероятности развития буллинга в школах, университетах, на просторах интернета занимает популяризация агрессивных методов решения собственных проблем, подавления тревожности. Неуверенность в себе, низкая самооценка, неспособность выразить эмоции, копирование поведения родителей нередко приводят к возникновению патологического поведения в обществе.К провоцирующим факторам возникновения травли относятся:
- Подростковый возраст. Зачастую всплеск гормонов во время пубертатного периода приводит к эмоциональной нестабильности, снижению самоконтроля и, как следствие, нарушению восприятия себя, окружения.
- Воспитание в семье. Нередко среди агрессоров – люди, которые в детстве пережили насилие от родственников, родителей. В основе развития буллинга лежит убеждение в том, что старшие – более сильные, они занимают более выгодное положение в обществе.
- Социальное влияние. Влияние информационного шума, перенасыщение данными, изменение приоритетов в жизни, отсутствие моральных принципов влияют на формирование патологического поведения.
Классификация буллинга
В современной психотерапии выделяют несколько разновидностей буллинга. Исходя из того, что послужило мотивацией к выражению агрессивных действий, поведение может быть одним из трех типов:- импульсивное (демонстративное) – издевки в этом случае – это лишь метод привлечь к себе внимание, заполучить оценку, вызвать эмоциональный отклик;
- нормативное (инструментальное) – самый распространенный вид травли, проявляющийся в выражении унижения, насилия, оскорбления (для агрессора такое поведение – норма взаимодействия с окружением);
- целенаправленное (враждебное) – характеризуется проявлением явной агрессии преимущественно в отношении тех, кто не способен дать отпор.
По области распространения патологическая форма поведения представлена следующими видами:
- Буллинг в коллективе на работе. Жертвами такого типа поведения со стороны коллег зачастую становятся грамотные, пунктуальные, спокойные сотрудники, целиком и полностью отдающие себя работе. Основная цель агрессоров в этом случае – изжить человека, добиться его увольнения.
- Школьный буллинг. Тихие, невзрачные дети, не способные ответить на агрессию, возразить на унижения часто становятся объектом (жертвой) буллинга в школе. Нередко агрессивное поведение одноклассников наблюдается в отношении новичков, переехавших в город из деревень, поселков, селений.
- Кибербуллинг. Развитие технологий влечет за собой распространение проявления агрессии в рамках цифрового пространства. Рассылка сообщений с унижениями, запугиваниями, комментирование фотографий с использованием ненормативной лексики, распространение слухов уже не является чем-то новым для пользователей сети интернет.
- Родительский буллинг. Такая форма аномального поведения встречается в связках «родители – дети», «муж – жена», «старший брат (сестра) – младший брат (сестра)». Агрессоры при помощи физических, психологических методов стараются самоутвердиться за счет более слабого члена семьи.
- подавление – агрессор унижает жертву, пренебрегает ею, делает все для того, чтобы вызвать ответную реакцию;
- изоляция – обидчик все чаще и жестче атакует человека, старается создать ощущение его отвержения в социуме;
- провокация – агрессор распространяет слухи, выдвигает несуществующие обвинения, провоцирует жертву с целью самоутвердиться;
- насилие – это крайняя степень, выражающаяся в нанесении физических увечий, которые могут привести к серьезным травмам, в том числе психологическим.
Признаки и последствия буллинга
Для школьников-обидчиков характерно выражение простых форм травли: пинков, ударов, толчков. Нередко агрессор, чувствуя, что жертва не даст отпор, может затеять драку. Но это происходит только в случае, если находятся «зрители» (драка без свидетелей для обидчика теряет смысл).Другие примеры проявления буллинга:
- вранье, распространение слухов с целью убедить окружающих в слабости жертвы;
- личные оскорбления, унижения с использованием ненормативной лексики;
- запугивание, бойкот, шантаж;
- порча имущества (агрессор может испортить личную вещь жертвы, например сломать телефон);
- нанесение физических увечий.
У вас появились симптомы?
Или позвоните прямо сейчас: +7 495 925-88-78
Диагностика буллинга
Выявление агрессии основывается на анализе поведения человека (жертвы) в обществе. Если окружение (чаще всего – близкие родственники) замечает, что у того, кого обижают, снижается настроение, ухудшается самочувствие, нарушается адаптация в коллективе – это может говорить о возможном давлении агрессора, повлекшее за собой возникновение таких изменений. Первым звоночком, который должен насторожить родителей, школьных психологов, педагогов, является появление замкнутости, негативного отношения к учебе, работе.Для подтверждения диагноза психотерапевты используют различные методы, среди которых:
- тестирование на агрессию Почебута;
- опросник Олвеуса;
- ОРБ (опросник риска буллинга).
Как бороться с буллингом
Активное вмешательство школьного психолога, учителей, родителей в жизнь, адаптацию жертвы позволяет предотвратить повторяющиеся нападки агрессора. На внеклассных мероприятиях преподавательский, родительский составы решают, что делать при появлении буллинга в рамках учебного заведения.Эффективность показывают совместные экскурсии по городу, походы в лес, кино, музей. Общение в неформальной обстановке способствует сплочению учащихся в классе.
Другие способы противодействия буллингу и его профилактики:
- организация школьных советов с целью пресечь жестокое обращение с одноклассниками;
- проведение среди коллег групповых тренингов, мастер-классов, направленных на улучшение отношений между сотрудниками;
- индивидуальное консультирование с психотерапевтом, который поможет повысить самооценку, мотивировать к положительному мышлению.
Услуги
- Название
- Прием, консультация врача-психотерапевта первичный (до 1 часа)4900
- Прием, консультация врача-психотерапевта повторный (до 1 часа)4900
Записаться на приём
Для записи на приём к специалисту воспользуйтесь формой: