Девиантное поведение: причины, примеры, лечение
Девиантное поведение – это термин, при помощи которого обозначаются поведенческие проявления у отдельных людей или социальных групп, не соответствующие нормам общественной системы. Девиантное поведение в социологии и психологии также принято называть отклоняющимся. Термин произошел от латинского понятия «deviatio», переводящегося как «отклонение».
Для оценки проявлений феномена в качестве критериев, а также с целью обозначения границ и норм девиантного поведения используются эталоны, представления о поведении в рамках той или иной социальной роли. Среди исследователей существует мнение, что не только поступки могут быть девиантными. К данной категории также могут относиться персональные взгляды, мировоззренческие установки.
Часто принято говорить о девиантном поведении подростков. Это связано с распространенностью феномена в молодежной среде. Юноши и девушки часто страдают от недостатка самореализации, проблем адаптации в коллективе. Они подвержены влиянию извне, у них быстро формируются зависимости – алкоголизм, наркомания, табакокурение.
Эти люди создают ценные произведения искусства, изобретения. Они перестраивают политические, социальные или научные взгляды общества. Например, теория относительности Эйнштейна привела к пересмотру предшествующих взглядов, господствующих в научных кругах.
Негативные примеры девиантного поведения – алкоголизм, преступность, наркомания, суицидальные тенденции. Данные феномены – бич общества. Например, по приблизительным подсчетам, более 60% суицидов связано с алкоголизмом.
Кроме того, болезнь может сопровождаться повышенной конфликтностью, наличием фобий и страхов, проблемами со сном, инфантильностью в поступках. У индивида могут наблюдаться и прочие психологические затруднения. Например, это могут быть булимии или анорексии. Стоит отметить, что последние в силу психологических особенностей чаще проявляются у девушек, чем у юношей. Девушки также чаще страдают от такой формы девиантного поведения, как проституция. Напротив, нарушения уголовного права, алкоголизм и суициды чаще встречаются у юношей.
Он приобретает навыки преодоления конфликтных ситуаций и учится выражать эмоциональные переживания при помощи тех способов, которые приемлемы в обществе. Модели поведения, приобретаемые в процессе терапии, являются устойчивыми и помогают человеку адаптироваться в обществе.
Основным способом психотерапии выступают индивидуальные сессии с психологом. Однако также эффективными считаются и такие подходы, как метод групповой терапии, психокоррекция. Психокорректирующее воздействие должно быть длительным и носить систематический характер. Медикаментозное лечение обычно назначается людям, страдающих от патологий нервной системы, нарушений психотического уровня.
Главным средством профилактики девиантного поведения служит раннее определение тех факторов и условий, которые становятся факторами отклоняющихся поступков. Только своевременная реабилитация и работа по психологической коррекции девиантного поведения позволяют избежать непоправимых последствий для самого человека и общества, в котором он живет.
Для оценки проявлений феномена в качестве критериев, а также с целью обозначения границ и норм девиантного поведения используются эталоны, представления о поведении в рамках той или иной социальной роли. Среди исследователей существует мнение, что не только поступки могут быть девиантными. К данной категории также могут относиться персональные взгляды, мировоззренческие установки.
Часто принято говорить о девиантном поведении подростков. Это связано с распространенностью феномена в молодежной среде. Юноши и девушки часто страдают от недостатка самореализации, проблем адаптации в коллективе. Они подвержены влиянию извне, у них быстро формируются зависимости – алкоголизм, наркомания, табакокурение.
Особенности (позитивная и негативная формы) девиантного поведения
Социальная девиация находит выражение в реальных актах и поступках. Она реализуется в деятельности людей, демонстрирующих протест против общепринятых норм. Данный феномен может носить не только негативный характер. Положительные примеры девиации – выдающиеся личности, многие из которых придерживались отклоняющихся от правил и общепринятых жизненных представлений.Эти люди создают ценные произведения искусства, изобретения. Они перестраивают политические, социальные или научные взгляды общества. Например, теория относительности Эйнштейна привела к пересмотру предшествующих взглядов, господствующих в научных кругах.
Негативные примеры девиантного поведения – алкоголизм, преступность, наркомания, суицидальные тенденции. Данные феномены – бич общества. Например, по приблизительным подсчетам, более 60% суицидов связано с алкоголизмом.
Причины девиантного поведения
В качестве главных факторов, приводящих к формированию отклонений, принято выделять следующие:- Зависимости у членов семьи. Ранняя алкоголизация, которая также является видом девиантного поведения. Девиации часто наблюдаются у школьников, родители которых злоупотребляют спиртными напитками или страдают от наркотической зависимости. Большинство из этих подростков начинают употреблять алкоголь уже в школьном возрасте. Факторами проблемы выступают неуверенность в себе, стремление освободиться от контроля внешней среды, гиперопека в раннем возрасте, внутриличностные конфликты, высокая тревожность.
- Наличие проблем в семейной системе. Помимо алкоголизации, речь может идти о неполных семьях, жестокости, слабой воспитательной работе со стороны родителей. Негативно влияет на психическое развитие и тяжелое материальное положение. Проблемы дисфункциональных семей часто приводят к девиантному поведению у детей.
- Психическая неуравновешенность. Лабильность психических процессов, повышенный уровень нервной возбудимости – все это влияет на психоэмоциональное состояние и может вызывать проблемы в развитии.
- Высокая степень агрессивности, выступающая в качестве одной из предпосылок и форм различных девиаций. Причинами агрессивности выступают негативные примеры в семье и близком окружении, частые фрустрации (случаи невозможности удовлетворения личных потребностей). Лицо, которое не приобрело навыков конструктивного разрешения проблемных ситуаций, добивается реализации своих целей путем агрессии и протеста.
- Социально-педагогическая запущенность. Дети или подростки демонстрируют отклоняющиеся формы поведения по причине недостатка воспитания, отсутствия сформированных стереотипов и примеров.
- Глубокий психический дискомфорт, переживаемый в результате неблагополучия по месту учебы, работы, в семье. Несправедливое, грубое отношение со стороны значимых людей. Часто негативное влияние на подростка или ребенка оказывает школьный буллинг. Проблема усугубляется тем, что на нее закрывают глаза взрослые – родители, учителя. С течением времени влияние психологического дискомфорта накапливается. Возникают серьезные невротические расстройства, и к этому моменту у подростка уже может сформироваться личность преступника.
- Психоанализ З. Фрейда. Ученый считал, что данный тип невроза свойственен людям, испытывающим конфликт между сознательной и бессознательной частями психики. Культурные нормы требуют от человека их соблюдения. Бессознательная часть психики стремится к самовыражению. Если человек не обладает навыками сублимации – конструктивной переработки влечений – это толкает его на скользкий путь невроза.
- Культурные или социологические теории. Согласно этим концепциям, причиной девиантного поведения служат неудачи в социализации. Человек становится девиантом, когда не может адаптироваться к нормам общества. Во взрослом возрасте люди действуют согласно сознательным установкам, представлениям. Они стремятся преодолеть разрыв между собой и социумом. Однако, когда речь идет о ребенке, дезадаптация обычно приводит к плачевным последствиям.
- Концепция Э. Дюркгейма. Эмиль Дюркгейм был социологом, но его работы оказали значительное влияние и на понимание психологических аспектов развития индивида. К появлению проблем, согласно представлениям Дюкргейма, приводит отсутствие чувства принадлежности к обществу. В результате субъект не обладает чувством стабильности, что разрушительно сказывается на личностном развитии.
Признаки девиантного поведения
Диагностика девиантного поведения производится профессиональным психологом. Окружающие могут распознать склонность к нарушению близкого человека по наличию у него следующих симптомов:- Агрессивность. На систематические проявления данного качества особенно важно обращать внимание родителям подростков. Если молодой человек или девушка постоянно недовольны, непримиримы, отказываются извиняться за совершенные негативные поступки, – возможно, пора обратиться за профессиональной помощью психолога.
- Резкая смена эмоционального фона. Этот признак часто игнорируется, так как он менее заметен в сравнении с агрессивностью. Но скачки настроения тоже являются проявлением девиантного поведения. Неуравновешенность психоэмоционального фона проявляется в непредсказуемых изменениях настроения: человек то весел и обходителен, то уже через минуту огрызается, проявляет раздражение и злость.
- Скрытность. Наглядно данный признак девиантного поведения проявляется в детских, школьных коллективах. Ребенок ведет себя тихо, незаметно. Он не проявляет интереса к общению, учебе, школьной жизни. Такие дети могут быть убеждены в том, что сами способны решить свои проблемы, которые они обычно скрывают от родителей, одноклассников и учителей. Однако скрытность приводит к преждевременному психическому истощению, деградации школьника. Если взрослые не замечают трудностей, с которыми сталкивается школьник, из тихого и замкнутого ребенка может в скором времени вырасти правонарушитель.
Кроме того, болезнь может сопровождаться повышенной конфликтностью, наличием фобий и страхов, проблемами со сном, инфантильностью в поступках. У индивида могут наблюдаться и прочие психологические затруднения. Например, это могут быть булимии или анорексии. Стоит отметить, что последние в силу психологических особенностей чаще проявляются у девушек, чем у юношей. Девушки также чаще страдают от такой формы девиантного поведения, как проституция. Напротив, нарушения уголовного права, алкоголизм и суициды чаще встречаются у юношей.
У вас появились симптомы?
Или позвоните прямо сейчас: +7 495 925-88-78
Лечение девиантного поведения
С целью лечения девиантного поведения применяются методы психотерапии, а также медикаментозные препараты. Основную роль в работе с отклоняющимся поведением играет психотерапевтическое воздействие. В процессе терапии человек учится осознавать внутрипсихические конфликты, особенности своего характера.Он приобретает навыки преодоления конфликтных ситуаций и учится выражать эмоциональные переживания при помощи тех способов, которые приемлемы в обществе. Модели поведения, приобретаемые в процессе терапии, являются устойчивыми и помогают человеку адаптироваться в обществе.
Основным способом психотерапии выступают индивидуальные сессии с психологом. Однако также эффективными считаются и такие подходы, как метод групповой терапии, психокоррекция. Психокорректирующее воздействие должно быть длительным и носить систематический характер. Медикаментозное лечение обычно назначается людям, страдающих от патологий нервной системы, нарушений психотического уровня.
Главным средством профилактики девиантного поведения служит раннее определение тех факторов и условий, которые становятся факторами отклоняющихся поступков. Только своевременная реабилитация и работа по психологической коррекции девиантного поведения позволяют избежать непоправимых последствий для самого человека и общества, в котором он живет.
Услуги
- Название
- Прием, консультация врача-психотерапевта первичный (до 1 часа)6500
- Прием, консультация врача-психотерапевта повторный (до 1 часа)6500
Записаться на приём
Для записи на приём к специалисту воспользуйтесь формой: