Диспраксия
Диспраксия у детей — нарушение координированных, согласованных движений у здорового в остальном ребенка. Ранее это заболевание называлось «неуклюжий ребенок», в настоящее время кодируется в разделе F (расстройства психики) в рубрике F82. Признаки диспраксии касаются сложных движений, в которых используется мелкая моторика. Других двигательных расстройств, тем более параличей или сниженного тонуса мышц, у ребенка не обнаруживается.
Все большее количество исследователей склоняются в пользу генетической теории, отмечая мутацию гена FOXP2. Известны семейные случаи неуклюжести, когда расстройство регистрируется у представителей разных поколений одной семьи. Негативное влияние имеют патологическое течение беременности, вирусные инфекции и другие вредности, при которых плод получает недостаточно кислорода и питательных веществ. Повреждения нервной системы плод может получить в процессе осложненных родов, а также при нарушении сроков гестации (недоношенности или переношенности).
Особенность заболевания в том, что нейронов имеется достаточное количество, они развиты, но сообщение между ними (нейронные связи) нарушено. Нервный импульс возникает правильно, но его путь к мышце затруднен.
У части маленьких пациентов не удается установить никакой причинный фактор, и семейных случаев неуклюжести тоже не наблюдается.
В зависимости от проявлений различают такие виды диспраксии:
При эфферентном подвиде нарушено переключение между звуками, ребенок не может произнести разные слоги. С однотипными словами трудностей не возникает, а вот разные слоги не удаются. Каждый слог требует разных движений губ и языка, поэтому и возникают трудности.
Двигательные нарушения касаются различных точных моторных актов:
В целом все многообразие нарушений можно свести в четыре группы проблем:
Коррекция диспраксии требует комплексного подхода для всесторонней физической реабилитации. В игровой форме детям предлагается различная физическая активность, развивающая координацию, точность и ловкость:
Лечебные упражнения при диспраксии можно выполнять дома после инструктажа специалиста. Простейшие — это упражнения на стабилоплатформе, когда ребенок учится держать баланс. Домашняя стабилоплатформа — это доска, положенная на круглое бревно. Такие упражнения формируют правильное взаимоотношение между возбуждением и торможением в коре, активируют нервно-психическое развитие.
Особенности диспраксии
Неловкие движения свойственны маленьким детям, поскольку у них не завершен процесс миелинизации (формирования оболочки) периферических нервов. Именно миелиновая оболочка напрямую влияет на скорость передачи нервного импульса, и полностью завершается этот процесс только на 21-м году жизни. О заболевании можно говорить, если ребенок сильно отстает в точности движений от сверстников или явная неуклюжесть сохраняется в школьном возрасте.
По статистике, данное расстройство встречается у 20% детей одного возраста, причем мальчики болеют вчетверо чаще девочек. Нервная система мальчиков менее устойчива к различным вредностям, отсюда и такое соотношение.
Причины диспраксии
В настоящее время медики говорят о первичной и вторичной формах, имея в виду, что расстройство может сформироваться как вследствие минимального повреждения во внутриутробном и неонатальном периодах, так и после черепно-мозговых травм, при аутизме, синдромах Вильсона и Дауна.Все большее количество исследователей склоняются в пользу генетической теории, отмечая мутацию гена FOXP2. Известны семейные случаи неуклюжести, когда расстройство регистрируется у представителей разных поколений одной семьи. Негативное влияние имеют патологическое течение беременности, вирусные инфекции и другие вредности, при которых плод получает недостаточно кислорода и питательных веществ. Повреждения нервной системы плод может получить в процессе осложненных родов, а также при нарушении сроков гестации (недоношенности или переношенности).
Особенность заболевания в том, что нейронов имеется достаточное количество, они развиты, но сообщение между ними (нейронные связи) нарушено. Нервный импульс возникает правильно, но его путь к мышце затруднен.
У части маленьких пациентов не удается установить никакой причинный фактор, и семейных случаев неуклюжести тоже не наблюдается.
Наши специалисты готовы ответить на ваши вопросы
Симптомы диспраксии
У детей первого года жизни можно заметить некоторые признаки, указывающие на формирование заболевания в дальнейшем. Это трудности фиксации взгляда и захвата ладонью предмета, вялый сосательный рефлекс.В зависимости от проявлений различают такие виды диспраксии:
- речевая (артикуляционная) диспраксия — касается различных нарушений речи;
- диспраксия движений (моторная, кинетическая) — проблемы с точными целенаправленными действиями;
- идеаторная — встречается только у детей со сниженным интеллектом, когда ребенок не может представить стратегию действия (не знает «зачем» и «как выполнить»).
- афферентная диспраксия — нарушена тактильная чувствительность;
- эфферентная диспраксия — нарушен двигательный компонент.
При эфферентном подвиде нарушено переключение между звуками, ребенок не может произнести разные слоги. С однотипными словами трудностей не возникает, а вот разные слоги не удаются. Каждый слог требует разных движений губ и языка, поэтому и возникают трудности.
Двигательные нарушения касаются различных точных моторных актов:
- завязывание шнурков;
- застегивание пуговиц;
- письмо и рисование, а также раскрашивание;
- одновременный захват предметов разного размера и формы (взять мяч одной рукой, а карандаш другой);
- при ходьбе или беге ребенок спотыкается о собственные ноги, натыкается на мебель.
В целом все многообразие нарушений можно свести в четыре группы проблем:
- удержание равновесия и выполнение движений;
- речевые расстройства;
- трудности в подвижных играх;
- сложности письма и рисования.
Диагностика диспраксии
В нашей стране диагноз устанавливается ребенку не ранее семи лет, используется международная шкала DSM-IV. Необходимо удовлетворение следующих критериев:- имеется задержка моторного развития;
- трудности с навыками самообслуживания, опрятностью и успеваемостью;
- нет органических болезней нервной системы;
- нет расстройств аутистического спектра;
- задержка психического развития (если она есть) не влияет на тяжесть двигательных нарушений.
- тщательный сбор анамнеза — семейная история, особенности перинатального периода, сроки двигательного и речевого развития, индивидуальные возможности истощаемости внимания, тревожности, сна, удержания поз, общей неуклюжести;
- изучение электрофизиологических характеристик — энцефалограммы, нейромиографии, вызванных потенциалов для исключения органической природы (структурных изменений нервной системы);
- результаты нейропсихологического исследования — графические тесты, прыжки с удержанием одной ноги, поддержание темпа, оценка пространственного восприятия (проба Хеда, «кулак-на ребро-ладонь»);
- результаты обследования логопеда — трудности артикуляционных поз, дефекты звукопроизношения.
Лечение диспраксии
В данном случае больше говорят о коррекции, нежели о лечении, поскольку никакие медикаментозные методы не используются.Коррекция диспраксии требует комплексного подхода для всесторонней физической реабилитации. В игровой форме детям предлагается различная физическая активность, развивающая координацию, точность и ловкость:
- катание на самокате, велосипеде, особенно беговеле (велосипеде без педалей, для езды нужно отталкиваться попеременно левой и правой ногой);
- катание на роликах;
- прыжки на батуте;
- плавание;
- игры на ловкость — на время собрать предметы одного цвета, найти пару по цветной ленточке, змейка.
Лечебные упражнения при диспраксии можно выполнять дома после инструктажа специалиста. Простейшие — это упражнения на стабилоплатформе, когда ребенок учится держать баланс. Домашняя стабилоплатформа — это доска, положенная на круглое бревно. Такие упражнения формируют правильное взаимоотношение между возбуждением и торможением в коре, активируют нервно-психическое развитие.
Цены
Прием (осмотр, консультация) врача-педиатра первичный
2600
Прием (осмотр, консультация) врача-педиатра повторный
2300
Прием (осмотр, консультация) врача-невролога первичный (у детей)
2600
Прием (осмотр, консультация) врача-невролога повторный (у детей)
2300
Записаться на приём
Для записи на приём к специалисту воспользуйтесь формой: