Диспраксия

Диспраксия у детей — нарушение координированных, согласованных движений у здорового в остальном ребенка. Ранее это заболевание называлось «неуклюжий ребенок», в настоящее время кодируется в разделе F (расстройства психики) в рубрике F82. Признаки диспраксии касаются сложных движений, в которых используется мелкая моторика. Других двигательных расстройств, тем более параличей или сниженного тонуса мышц, у ребенка не обнаруживается.

Особенности диспраксии

Неловкие движения свойственны маленьким детям, поскольку у них не завершен процесс миелинизации (формирования оболочки) периферических нервов. Именно миелиновая оболочка напрямую влияет на скорость передачи нервного импульса, и полностью завершается этот процесс только на 21-м году жизни. О заболевании можно говорить, если ребенок сильно отстает в точности движений от сверстников или явная неуклюжесть сохраняется в школьном возрасте.

По статистике, данное расстройство встречается у 20% детей одного возраста, причем мальчики болеют вчетверо чаще девочек. Нервная система мальчиков менее устойчива к различным вредностям, отсюда и такое соотношение.

Причины диспраксии

В настоящее время медики говорят о первичной и вторичной формах, имея в виду, что расстройство может сформироваться как вследствие минимального повреждения во внутриутробном и неонатальном периодах, так и после черепно-мозговых травм, при аутизме, синдромах Вильсона и Дауна.

Все большее количество исследователей склоняются в пользу генетической теории, отмечая мутацию гена FOXP2. Известны семейные случаи неуклюжести, когда расстройство регистрируется у представителей разных поколений одной семьи. Негативное влияние имеют патологическое течение беременности, вирусные инфекции и другие вредности, при которых плод получает недостаточно кислорода и питательных веществ. Повреждения нервной системы плод может получить в процессе осложненных родов, а также при нарушении сроков гестации (недоношенности или переношенности).

Особенность заболевания в том, что нейронов имеется достаточное количество, они развиты, но сообщение между ними (нейронные связи) нарушено. Нервный импульс возникает правильно, но его путь к мышце затруднен.

У части маленьких пациентов не удается установить никакой причинный фактор, и семейных случаев неуклюжести тоже не наблюдается.
Наши специалисты готовы ответить на ваши вопросы

*Поля, обязательные для заполнения

Симптомы диспраксии

У детей первого года жизни можно заметить некоторые признаки, указывающие на формирование заболевания в дальнейшем. Это трудности фиксации взгляда и захвата ладонью предмета, вялый сосательный рефлекс.

В зависимости от проявлений различают такие виды диспраксии:
  • речевая (артикуляционная) диспраксия — касается различных нарушений речи;
  • диспраксия движений (моторная, кинетическая) — проблемы с точными целенаправленными действиями;
  • идеаторная — встречается только у детей со сниженным интеллектом, когда ребенок не может представить стратегию действия (не знает «зачем» и «как выполнить»).
Чаще других встречаются речевые расстройства, которые подразделяются на два основных вида:
  • афферентная диспраксия — нарушена тактильная чувствительность;
  • эфферентная диспраксия — нарушен двигательный компонент.
При афферентном подвиде ребенок не понимает артикуляционных поз: поставить язык за зубами, изобразить губами овал и подобное. При попытке выполнить такое задание малыш теряется, пробует помогать себе руками или плачет. Это самое сложное расстройство, поскольку всегда сказывается на произношении звуков, из которых и состоит речь. На обучение ребенка может понадобиться длительное время.

При эфферентном подвиде нарушено переключение между звуками, ребенок не может произнести разные слоги. С однотипными словами трудностей не возникает, а вот разные слоги не удаются. Каждый слог требует разных движений губ и языка, поэтому и возникают трудности.

Двигательные нарушения касаются различных точных моторных актов:
  • завязывание шнурков;
  • застегивание пуговиц;
  • письмо и рисование, а также раскрашивание;
  • одновременный захват предметов разного размера и формы (взять мяч одной рукой, а карандаш другой);
  • при ходьбе или беге ребенок спотыкается о собственные ноги, натыкается на мебель.
Для ребенка также составляет трудность собирание пазлов, когда нужно сложить целое из частей. Малышу тяжело различить верх и низ, право и лево. Ему трудно дается написание цифр и букв, отображение предмета на рисунке. Детей не интересует лепка, потому что они плохо двигают собственными пальцами.

В целом все многообразие нарушений можно свести в четыре группы проблем:
  • удержание равновесия и выполнение движений;
  • речевые расстройства;
  • трудности в подвижных играх;
  • сложности письма и рисования.
Физическое развитие малыша несколько отстает от нормы, такие дети позже переворачиваются, ползают, сидят и ходят, с трудом удерживают ложку или чашку. Они неловки, постоянно натыкаются на предметы, падают. Малыш долго не может понять, как кататься на самокате или велосипеде, валится с него. При поступлении в школу большие проблемы возникают с письмом, не получается правильно держать ручку. Речевые расстройства нарушают адаптацию ребенка в детском коллективе и сказываются на успеваемости.

Диагностика диспраксии

В нашей стране диагноз устанавливается ребенку не ранее семи лет, используется международная шкала DSM-IV. Необходимо удовлетворение следующих критериев:
  • имеется задержка моторного развития;
  • трудности с навыками самообслуживания, опрятностью и успеваемостью;
  • нет органических болезней нервной системы;
  • нет расстройств аутистического спектра;
  • задержка психического развития (если она есть) не влияет на тяжесть двигательных нарушений.
Диагноз устанавливается детским неврологом после всестороннего обследования, обязательно включаются:
  • тщательный сбор анамнеза — семейная история, особенности перинатального периода, сроки двигательного и речевого развития, индивидуальные возможности истощаемости внимания, тревожности, сна, удержания поз, общей неуклюжести;
  • изучение электрофизиологических характеристик — энцефалограммы, нейромиографии, вызванных потенциалов для исключения органической природы (структурных изменений нервной системы);
  • результаты нейропсихологического исследования — графические тесты, прыжки с удержанием одной ноги, поддержание темпа, оценка пространственного восприятия (проба Хеда, «кулак-на ребро-ладонь»);
  • результаты обследования логопеда — трудности артикуляционных поз, дефекты звукопроизношения.
Важно, что все остальные составляющие моторного и интеллектуального развития, особенно логика и грамматика, не изменены и соответствуют возрасту ребенка.

Лечение диспраксии

В данном случае больше говорят о коррекции, нежели о лечении, поскольку никакие медикаментозные методы не используются.

Коррекция диспраксии требует комплексного подхода для всесторонней физической реабилитации. В игровой форме детям предлагается различная физическая активность, развивающая координацию, точность и ловкость:
  • катание на самокате, велосипеде, особенно беговеле (велосипеде без педалей, для езды нужно отталкиваться попеременно левой и правой ногой);
  • катание на роликах;
  • прыжки на батуте;
  • плавание;
  • игры на ловкость — на время собрать предметы одного цвета, найти пару по цветной ленточке, змейка.
Огромную помощь при диспраксии оказывает логопед. Необходимы логопедический массаж, постановка звуков, обучение фонетической ритмике, закрепление звуков. Сочетание движений, музыки и слова нравится детям, в ходе игровых занятий ребенок осваивает необходимые навыки. Регулярные занятия с логопедом всегда дают хорошие результаты.

Лечебные упражнения при диспраксии можно выполнять дома после инструктажа специалиста. Простейшие — это упражнения на стабилоплатформе, когда ребенок учится держать баланс. Домашняя стабилоплатформа — это доска, положенная на круглое бревно. Такие упражнения формируют правильное взаимоотношение между возбуждением и торможением в коре, активируют нервно-психическое развитие.

Цены

Прием (осмотр, консультация) врача-педиатра первичный
2800 
Прием (осмотр, консультация) врача-педиатра повторный
2600 
Прием (осмотр, консультация) врача-невролога первичный (у детей)
2800 
Прием (осмотр, консультация) врача-невролога повторный (у детей)
2600 
Записаться на приём
Для записи на приём к специалисту воспользуйтесь формой:
* Поля, обязательные для заполнения

Наши врачи

Завалишин Евгений Витальевич

Завалишин Евгений Витальевич

Врач-уролог

Заведующий урологическим отделением

отзывы Записаться на прием

Клиника

м. Сухаревская
м. Красные Ворота
м. Пролетарская

Белкина Татьяна Виленовна

Белкина Татьяна Виленовна

Врач-гематолог, Врач-терапевт

Кандидат медицинских наук

отзывы Записаться на прием

Клиника

м. Сухаревская

Ванюшкина Светлана Викторовна

Ванюшкина Светлана Викторовна

Врач-кардиолог

отзывы Записаться на прием

Клиника

м. Улица 1905 года
м. Пролетарская

Гончар Виктор Николаевич

Гончар Виктор Николаевич

Врач-аллерголог-иммунолог

отзывы Записаться на прием

Клиника

м. Красные Ворота
м. Сухаревская

Гречаниченко Наталья Александровна

Гречаниченко Наталья Александровна

Врач-офтальмолог

отзывы Записаться на прием

Клиника

м. Сухаревская

Гусев Юрий Александрович

Гусев Юрий Александрович

Врач-офтальмолог

Доктор медицинских наук

отзывы Записаться на прием

Клиника

м. Сухаревская

Дёмина Евгения Сергеевна

Дёмина Евгения Сергеевна

Врач-невролог

отзывы Записаться на прием

Клиника

м. Сухаревская

Ионов Сергей Александрович

Ионов Сергей Александрович

Врач-хирург

Кандидат медицинских наук

отзывы Записаться на прием

Клиника

м. Сухаревская

Калашникова Лидия Михайловна

Калашникова Лидия Михайловна

Массажист

отзывы Записаться на прием

Клиника

м. Полянка

Кесаев Олег Шамильевич

Кесаев Олег Шамильевич

Врач-онколог

Доктор медицинских наук

отзывы Записаться на прием

Клиника

м. Автозаводская

1/790

Услуги по направлению

11111
222222