Диспраксия

Диспраксия у детей — нарушение координированных, согласованных движений у здорового в остальном ребенка. Ранее это заболевание называлось «неуклюжий ребенок», в настоящее время кодируется в разделе F (расстройства психики) в рубрике F82. Признаки диспраксии касаются сложных движений, в которых используется мелкая моторика. Других двигательных расстройств, тем более параличей или сниженного тонуса мышц, у ребенка не обнаруживается.

Особенности диспраксии

Неловкие движения свойственны маленьким детям, поскольку у них не завершен процесс миелинизации (формирования оболочки) периферических нервов. Именно миелиновая оболочка напрямую влияет на скорость передачи нервного импульса, и полностью завершается этот процесс только на 21-м году жизни. О заболевании можно говорить, если ребенок сильно отстает в точности движений от сверстников или явная неуклюжесть сохраняется в школьном возрасте.

По статистике, данное расстройство встречается у 20% детей одного возраста, причем мальчики болеют вчетверо чаще девочек. Нервная система мальчиков менее устойчива к различным вредностям, отсюда и такое соотношение.

Причины диспраксии

В настоящее время медики говорят о первичной и вторичной формах, имея в виду, что расстройство может сформироваться как вследствие минимального повреждения во внутриутробном и неонатальном периодах, так и после черепно-мозговых травм, при аутизме, синдромах Вильсона и Дауна.

Все большее количество исследователей склоняются в пользу генетической теории, отмечая мутацию гена FOXP2. Известны семейные случаи неуклюжести, когда расстройство регистрируется у представителей разных поколений одной семьи. Негативное влияние имеют патологическое течение беременности, вирусные инфекции и другие вредности, при которых плод получает недостаточно кислорода и питательных веществ. Повреждения нервной системы плод может получить в процессе осложненных родов, а также при нарушении сроков гестации (недоношенности или переношенности).

Особенность заболевания в том, что нейронов имеется достаточное количество, они развиты, но сообщение между ними (нейронные связи) нарушено. Нервный импульс возникает правильно, но его путь к мышце затруднен.

У части маленьких пациентов не удается установить никакой причинный фактор, и семейных случаев неуклюжести тоже не наблюдается.
Наши специалисты готовы ответить на ваши вопросы

*Поля, обязательные для заполнения

Симптомы диспраксии

У детей первого года жизни можно заметить некоторые признаки, указывающие на формирование заболевания в дальнейшем. Это трудности фиксации взгляда и захвата ладонью предмета, вялый сосательный рефлекс.

В зависимости от проявлений различают такие виды диспраксии:
  • речевая (артикуляционная) диспраксия — касается различных нарушений речи;
  • диспраксия движений (моторная, кинетическая) — проблемы с точными целенаправленными действиями;
  • идеаторная — встречается только у детей со сниженным интеллектом, когда ребенок не может представить стратегию действия (не знает «зачем» и «как выполнить»).
Чаще других встречаются речевые расстройства, которые подразделяются на два основных вида:
  • афферентная диспраксия — нарушена тактильная чувствительность;
  • эфферентная диспраксия — нарушен двигательный компонент.
При афферентном подвиде ребенок не понимает артикуляционных поз: поставить язык за зубами, изобразить губами овал и подобное. При попытке выполнить такое задание малыш теряется, пробует помогать себе руками или плачет. Это самое сложное расстройство, поскольку всегда сказывается на произношении звуков, из которых и состоит речь. На обучение ребенка может понадобиться длительное время.

При эфферентном подвиде нарушено переключение между звуками, ребенок не может произнести разные слоги. С однотипными словами трудностей не возникает, а вот разные слоги не удаются. Каждый слог требует разных движений губ и языка, поэтому и возникают трудности.

Двигательные нарушения касаются различных точных моторных актов:
  • завязывание шнурков;
  • застегивание пуговиц;
  • письмо и рисование, а также раскрашивание;
  • одновременный захват предметов разного размера и формы (взять мяч одной рукой, а карандаш другой);
  • при ходьбе или беге ребенок спотыкается о собственные ноги, натыкается на мебель.
Для ребенка также составляет трудность собирание пазлов, когда нужно сложить целое из частей. Малышу тяжело различить верх и низ, право и лево. Ему трудно дается написание цифр и букв, отображение предмета на рисунке. Детей не интересует лепка, потому что они плохо двигают собственными пальцами.

В целом все многообразие нарушений можно свести в четыре группы проблем:
  • удержание равновесия и выполнение движений;
  • речевые расстройства;
  • трудности в подвижных играх;
  • сложности письма и рисования.
Физическое развитие малыша несколько отстает от нормы, такие дети позже переворачиваются, ползают, сидят и ходят, с трудом удерживают ложку или чашку. Они неловки, постоянно натыкаются на предметы, падают. Малыш долго не может понять, как кататься на самокате или велосипеде, валится с него. При поступлении в школу большие проблемы возникают с письмом, не получается правильно держать ручку. Речевые расстройства нарушают адаптацию ребенка в детском коллективе и сказываются на успеваемости.

Диагностика диспраксии

В нашей стране диагноз устанавливается ребенку не ранее семи лет, используется международная шкала DSM-IV. Необходимо удовлетворение следующих критериев:
  • имеется задержка моторного развития;
  • трудности с навыками самообслуживания, опрятностью и успеваемостью;
  • нет органических болезней нервной системы;
  • нет расстройств аутистического спектра;
  • задержка психического развития (если она есть) не влияет на тяжесть двигательных нарушений.
Диагноз устанавливается детским неврологом после всестороннего обследования, обязательно включаются:
  • тщательный сбор анамнеза — семейная история, особенности перинатального периода, сроки двигательного и речевого развития, индивидуальные возможности истощаемости внимания, тревожности, сна, удержания поз, общей неуклюжести;
  • изучение электрофизиологических характеристик — энцефалограммы, нейромиографии, вызванных потенциалов для исключения органической природы (структурных изменений нервной системы);
  • результаты нейропсихологического исследования — графические тесты, прыжки с удержанием одной ноги, поддержание темпа, оценка пространственного восприятия (проба Хеда, «кулак-на ребро-ладонь»);
  • результаты обследования логопеда — трудности артикуляционных поз, дефекты звукопроизношения.
Важно, что все остальные составляющие моторного и интеллектуального развития, особенно логика и грамматика, не изменены и соответствуют возрасту ребенка.

Лечение диспраксии

В данном случае больше говорят о коррекции, нежели о лечении, поскольку никакие медикаментозные методы не используются.

Коррекция диспраксии требует комплексного подхода для всесторонней физической реабилитации. В игровой форме детям предлагается различная физическая активность, развивающая координацию, точность и ловкость:
  • катание на самокате, велосипеде, особенно беговеле (велосипеде без педалей, для езды нужно отталкиваться попеременно левой и правой ногой);
  • катание на роликах;
  • прыжки на батуте;
  • плавание;
  • игры на ловкость — на время собрать предметы одного цвета, найти пару по цветной ленточке, змейка.
Огромную помощь при диспраксии оказывает логопед. Необходимы логопедический массаж, постановка звуков, обучение фонетической ритмике, закрепление звуков. Сочетание движений, музыки и слова нравится детям, в ходе игровых занятий ребенок осваивает необходимые навыки. Регулярные занятия с логопедом всегда дают хорошие результаты.

Лечебные упражнения при диспраксии можно выполнять дома после инструктажа специалиста. Простейшие — это упражнения на стабилоплатформе, когда ребенок учится держать баланс. Домашняя стабилоплатформа — это доска, положенная на круглое бревно. Такие упражнения формируют правильное взаимоотношение между возбуждением и торможением в коре, активируют нервно-психическое развитие.

Цены

Прием (осмотр, консультация) врача-педиатра первичный
2600 
Прием (осмотр, консультация) врача-педиатра повторный
2300 
Прием (осмотр, консультация) врача-невролога первичный (у детей)
2600 
Прием (осмотр, консультация) врача-невролога повторный (у детей)
2300 
Записаться на приём
Для записи на приём к специалисту воспользуйтесь формой:
* Поля, обязательные для заполнения